Социальные евразийцы

Башкортостана

Категории раздела

Наши статьи [43]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Мужское и женское.
Социальное значение женщины заключалось, до сихъ поръ, именно въ ея пассивной силе, сдерживавшей мужчину. Стоя безсознательно на стороже нравственности, женщина безсознательно же оберегала мужчину и родъ человеческий отъ гибели.
Насколько была велика необходимость въ подобному сдерживающемъ начале, видно и изъ того яростнаго почти запрета, который мужчина наложилъ, въ вопросе половой жизни, на женщину: онъ, несомненно, вполне безсознательно хогелъ усилить сдерживающую силу женщины, не надеясь на самаго себя.
Такимъ образомъ, хотя и несколько односторонне, регулируя мощныя силы инстинкта воспроизведения, женщина безсознательно стояла у огромнаго руля человеческой жизни вообще.
Рождая, страдая, любя и охраняя юную жизнь, женщина, тысячелетями, делала то, что могла делать лишь она одна и чего не могъ делать мужчина. Съ другой стороны, и мужчина, борясь и давая движение жизни, делалъ тысячелетиями то, чего не делала и далеко не могла, въ той же мерe, делать женщина.
Если на минуту представить себе, что мужское деятельное начало устранено изъ жизни, то нельзя ни минуты сомневаться и въ томь, что движение жизни замедлится и постепенно пойдетъ вспять. Съ другой стороны, если вообразить себе, что изъ жизни совсемъ устранено начало женское, то нельзя также ни минуты сомневаться въ томъ, что наступить полное озверение и чувство альтруизма; не пополняясь, очень скоро уменьшится и погаснетъ. Женщина одна обладаетъ той органической основой, которая создаетъ и творить альтруистическое чувство человека, побуждающее этого последняго хранить чужую жизнь и жертвовать для нее. Нигде въ природе нетъ для этого другихъ данныхъ, равно какъ и для сознания известныхъ обязанностей. И нетъ данныхъ, помимо мужского организма, для развитая интенсивныхъ движения и деятельности. И только наследственность, вызывая смешение качествъ, распределяетъ ихъ, по возможности, равномерно между полами.
Въ наше смутное время „переоценки ценностей", когда человекъ оказывается оторваннымъ отъ многихъ жизненныхъ устоевъ, оторваннымъ оть природы, отъ существенныхъ основъ жизни, имеется возможность взглянуть на эту последнюю объективно и сделать более правильную оценку факторамъ, ее определяющим.

Можемъ ли мы разсматривать жизнь единственно лишь „черезъ призму движения?." Кроме движения, въ жизни, несомненно, существуетъ еще известный незыблемый (относительно, конечно) элементь, воплощающийся въ человеческихъ личпостяхъ, въ нашей действительности. Какъ бы быстро ни шелъ индивидуальный прогрессъ личностей, этотъ последний никогда не можетъ идти въ такомъ быстромъ темпе, въ какомъ следують другъ за другомъ, въ настоящее время, явления жизни. Создавая совершенно иную точку зрения, вышеуказанный элементъ требуетъ внимания къ себе и чемъ далее, темъ все большая, но мере безумныхъ растрать человеческихъ силъ съ одной стороны, а съ другой—по мере известнаго истощения и внешнего запаса самихъ загадокъ техники, открытой, изобретений и т. п.

Характеризуясь, безъ сомнения, своимъ непрерывнымъ движениемъ—внутреннимъ и внешнимъ —жизнь, темъ не менее, очень явственно слагается изъ двухъ началъ— статического и динамическаго, изъ известнаго, относисительно, неподвижнаго элемента и движения.

Безъ этихъ двухъ началъ немыслимо никакое жизненное явление. Известное равновесие должно неизбежно существовать между ними, иначе нарушается и прекращается само жизненное явление. Безпредельное стремление жизни впередъ есть такая же односторонность, такой же абсурдъ, какъ и безпредельная ея косность. Ставить поэтому вопросъ, которое изъ началъ более ценно для жизни — было бы задачей вполне праздной, такъ какъ эти начала равно необходимы.

Оценка того или иного начала, съ человеческой точки зрения, зависитъ отъ известнаго жизненнаго момента, въ которомъ то или иное начало является чрезмерно преобладающим вследствии чего и наступаетъ нарушение, столь необходимаго для человека, общаго равновесия жизни.
Говоря о страшной энергии современнаго жизненнаго движения, у большинства авторовъ чувствуется какъ бы некоторое восхищение этимъ фактомъ. Выше мы старались показать обратную сторону медали. Трудно не видеть техъ явныхъ указаний на то, что известный пределъ долженъ быть положенъ и жизненному движению, известное замедление жизненнаго темпа необходимо.

Слишкомъ быстрое течение жизни связано съ количествомъ, все возрастающимъ отстающихъ и слабыхъ, въ рядахъ которыхъ прежде всего стоять женщины и дети. безпощадно сталкиваемыя и заметаемый жизненнымъ вихремъ. Дети, эти молодые побеги человеческаго древа, единственный реальный залогъ нашего будущаго.

Болезни, больницы, дома для умалишенныхъ, тюрьмы — вырастаютъ дружными рядами, вследъ за несущимся жизненнымъ вихремъ. Это тотъ родъ статики, который все же проникаетъ въ жизнь, только съ ея задняго, не желательнаго хода, и темъ настойчивее, чемъ быстрее идетъ сама жизнь.

Сутолока жизни теперь такъ велика, что невольно является вопросъ—сама ли жизнь есть цель человека или целью является лишь безпредельное, все ускоряющееся движете впередъ?

Разсмотрение физическихъ и духовныхъ особенностей мужчины и женщины, все же позволяетъ намъ придти къ заключению, что мужчина воплощаетъ въ себе преимущественно начало динамическое, женщина же — начало статическое. Участиe мужчины и женщины въ жизни, такимъ образомъ, равно необходимо.

Первое обусловливаешь движение жизни, второе— хранить ее.

Говоря выше объ оценке достоинствъ и недостатковъ мужчины и женщины, я уже указывала на то, что активность мужчины порождаетъ иллюзию, выгодную для него и невыгодную для женщины. Почти то же самое происходить и въ оценке динамическаго и статическаго началъ въ природе и жизни.

Начало динамическое всегда более бросается въ глаза, болee замечается, а поэтому одному уже имеетъ шансы на высшую оценку. Такъ, напр., ветеръ, ураганъ—мы видимъ. Тихий же воздухъ, которымъ мы дышимъ, такъ мало заметенъ, что долго даже не подозреваютъ объ его существовании.

Война, охота и т. п. видны, привлекаютъ внимание, а миръ—это миръ и больше ничего. Переселения, передвижения всякаго рода—видны, а оседлое существованиe—это просто жизнь и больше ничего.

Активность мужчины и значение ее для человеческой жизни бьютъ, такъ сказать, въ глаза, а пассивность женщины и значение женскаго начала гораздо менее очевидны и остаются въ тени; мало того, съ возрастаниемъ жизненной сутолоки, женские качества, въ силу констраста, начинаютъ даже считаться явлениями отрицательными. И женщина теряеть свою цену и значение.

Но теперь, когда вихрь несущейся жизни отрываетъ даже мужчину отъ его последняго устоя, когда вихрь этотъ почти не оставляеть никому этой „жизни и больше ничего", когда бремя жизни, ея страдания и болезни для многихъ, достигли степени нестерпимой, теперь съ особою силою, выдвигается значение статическаго начала въ человеческой жизни, а вместе съ этимъ и значение женщины.

Здесь не место, конечно, разсматривать историю человеческой культуры, съ ея постепеннымъ развитиемъ собственности и законовъ экономическихъ, изменившихъ, въ корне,законы естественные, способетвовавшихъ усилению контрастовъ и завершившихся, наконецъ, появлениемъ современнаго капиталистическаго строя. Мне важно здесь отметить лишь то обстоятельство, что материальноe богатство, капиталь, позволяя на всякий предметъ — живой или мертвый — смотреть съ точки зрения его стоимости, нивеллируетъ живое и мертвое, обезцениваетъ чувство и самую жизнь человека, для котораго „жить — значить чувствовать".

Поддерживая тенденции "сильнейшаго", капитализмъ, по отношению къ женщинамъ, позволяеть развиваться самымъ одностороннимъ и уродливымъ тенденциямъ мужчинъ. Если прежде, въ стародавния времена, господствовала любовь женскаго типа, то теперь, въ своемъ победоносномъ шествии, идеть любовь мужская, безплодная. Ценность женщины-матери пала.

Ели теперь, съ точки зрения статики и динамики жизни, взглянуть на посредствующее звено между мужчиной и женщиной, на ребенка, то оказывается что на немъ, на ребенке, сходятся мужчина и женщина, появление его нередко закрепляетъ связь между ними.

Эта удивительная сила дитяти заключается въ томъ, что оно удовлетворяетъ, одинаково, какъ статическимъ наклонностямъ женщины, такъ и динамическимъ стремлениямъ мужчины. Въ самомъ деле, зтотъ удивительный маленький человечекъ, есть самъ весь статика жизни и вместе сь темь онъ есть и ея динамика.
Наши дети, эти маленькие существа, составляютъ те грядущая поколения, за которыя, въ былыя времена, лучшие люди проливали свою кровь. Дети представляютъ намъ единственное реальное воплощение нашего будущаго. Только это будущее мы имеемъ въ своемъ непосредственномъ распоряжении, только это и ничто другое. Оно властно требуетъ большаго внимания къ себе, оно вопиетъ объ ответственности за то физическое и нравственное наследие, какое мы ему оставляемъ...

Положение нашей молодежи начинаетъ все более и более тревожить и привлекать внимание, вопросъ о созидании человека — нашихъ детей, начинаетъ, въ настоящее время, выступать во всемъ своемъ огромномъ величии, а съ нимъ вместе выдвигается и значение женщины, со всеми особенностями ея природы.

Заключая разсмотрение нашего вопроса, мы не можемъ не придти къ выводу, что женщина въ прошломъ человечества играла роль силы, хотя и стимулирующей, но главнымъ образомъ, сдерживающей, направляющей и охраняющей, въ истинномъ смысле этихъ словъ. Мужчина же являлся силой движущей, по преимуществу. Изъ сочетания двухъ силъ — движущей и сдерживающей—получилась равнодействующая духовнаго движения человечества по пути культуры.

Съ точки зрешя значения этихъ двухъ силъ, въ человеческой жизни—женщина и мужчина могуть разсматриваться какъ существа равноценныя, но не равныя, потому что половыя ихъ индивидуальности различны. Разсматривая жизнь съ точки зрения одной динамики, более ценнымъ является мужчина, такъ какъ отъ него исходить все сложное движение жизни впередъ. Но если стать на точку зрения статики, живого вёчнаго содержания жизни, более ценною несомненно является женщина.

По Пирогову, понятие человекъ есть коллективность и только при взаимномъ сближении расцветаютъ духовный и физические стороны мужчины и женщины.
Но необходимымъ условиемъ, для такого расцвета, является полное и равноправное признание въ жизни какъ мужского, такъ и равноценнаго ему женскаго начала, со всеми нравственными обязанностями относительно молодого поколения, отсюда вытекающими.

Если, до сихъ поръ, на стороне мужчины была сила, то за женщиной стояла и стоить вся природа.

Обладая противуположными началами и лишь уважая другъ въ друге человека, мужчина и женщина получаютъ возможность не только прогрессивно совершенствовать самую жизнь, но и испытывать на земле все радости настоящего. Ихъ счастье и поэзия другъ въ друге.
Категория: Наши статьи | Добавил: Босой (10.06.2012)
Просмотров: 664 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск